Йогананда говорил, что пение чантов - это половина битвы

Какой битвы? Целью исполнения чантов и мантр (духовного пения) является привлечение энергии в высшие чакры, успокоение мыслительного процесса и направление концентрации в высшие энергитические центры для последующей медитации. В медитации можно услышать звук АУМ (читается как ОМ), звуки чакр, другие космические звуки.

stacks_image_1407

При постепенном углублении медитации сознание расширяется со звуком АУМ. Выходя за пределы тела, оно заполняет бесконечное пространство вибрации. Осознается собственное единство со всем сущим как АУМ, Космическая Вибрация. Это состояние известно как АУМ-самадхи, или единение с Богом, с Космическим Звуком.
В Сама Веде содержится древнейшее в мире письменное изложение теории музыки.

Музыка, живопись и театр считаются в Индии божественными искусствами. Первыми музыкантами были Брахма, Вишну и Шива – Вечная Троица. Писания говорят, что Шива в ипостаси Натараджи, или космического танцора, разработал бесконечные ритмические рисунки, соответствующие сотворению, сохранению и разрушению мира.

Брахма и Вишну аккомпанируют ему, отбивая пульс времени, - Брахма на цимбалах, а Вишну – на мриданге, или священном барабане.

Богиня мудрости Сарасвати ассоциируется с виной – матерью всех струнных инструментов. Кришна, инкарнация Вишну, традиционно изображается в индийском искусстве с флейтой. Он играет на ней чарующие мелодии. Услышав эти звуки, человеческие души, блуждающие среди иллюзий майи вспоминают о своем истинном доме. Основу индуистской музыки составляют раги, или устойчивые мелодические гаммы. Существует шесть основных раг и ста двадцать шесть производных рагинь (жен) и путр (сыновей). Каждая рага состоит минимум из пяти нот: ведующая нота (вади, или царь), второстепенная нота (амавади, или премьер – министр), вспомогательные ноты (аувади – слуги) и диссонансная нота (вивади – враг).

Каждая из шести раг естественно соотносится с тем или иным временем суток, сезоном и божеством, которое наделяет рагу особой силой. Так, (1) хиндол рагу играют только на рассвете весной, чтобы вызвать в душах вселенскую любовь; (2) дипака рагу исполняют летним вечером, чтобы пробудить сострадание; (3) гера рага – полуденная мелодия сезона дождей, он должна вселять смелость; (4) бхайрава рагу можно слышать в августе, сентябре и октябре, эта мелодия несет покой; (5) шри рага припасена для осенних сумерек, он помогает обрести чистую любовь; (6) малкоунса рага звучит в зимнюю полночь и наделяет души доблестью.

Эти законы звукового союза человека с природой были открыты древними риши. Природа – это объективация АУМ, то есть Первичного Звука, или Вибрирующего Слова, поэтому человек способен управлять любыми явлениями природы при помощи определенных мантр, или песнопений. Исторические документы сообщают нам о некой сверхъестественной силе, которой владел Мийан Тан Сен, придворный музыкант при Акбаре Великом (XIVв). Однажды император велел ему исполнить ночную рагу при свете солнца, Мийан спел мантру, от звуков которой все окрестности дворца сразу же погрузились во тьму. В Индии октава разделяется на двадцать два шрути, или четверть тона. Такое деление позволяет использовать в музыке тонкие оттенки звука, не передаваемые при помощи западной хроматической гаммы, состоящей из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы ассоциируется в индийской мифологии с тем или иным цветом и голосом птицы или животного: «до» - с зеленым и криком павлина; «ре» - с красным и с пением жаворонка; «ми» - с золотом и блеянием козла; «фа» - с желтовато-белым и с криком цапли; «соль» - с черным и трелью соловья; «ля» - с желтым и ржанием коня; «си» - сочетанием всех цветов и трубным криком слона.

В основе индийской музыки лежат семьдесят два тата, или гаммы. В распоряжении индийского музыканта – широкое поле для импровизации с традиционными мелодиями, или рагами. Сосредоточившись на определяющем настроении основной темы, он орнаментирует ее, и пределом служит лишь его собственная фантазия. Индийский музыкант не играет по нотам, он каждый раз облачает в новые мелодии каркас раги, при этом нередко ограничивается единственным мелодическим рисунком, оттеняя его при повторении все новыми тональными и ритмическими вариациями. Бах, кажется, лучше других западных композиторов понимал очарование и силу многократного повторения тонких вариаций одной музыкальной темы. В санскритской литературе описано 120 тал, или временных интервалов. Говорят, что общепризнанный основатель индийской музыки Бхарата выделил в пении жаворонка тридцать две разновидности тал. Талы, или ритмы, передают естественную продолжительность тех или иных движений человеческого тела: удвоенную продолжительность шага или утроенную продолжительность вдоха – выдоха во сне, когда вдох вдвое длиннее выдоха. В Индии давно признано, что человеческий голос совершеннее любых музыкальных инструментов. Поэтому индийская музыка в основном ограничивается тремя октавами – именно таков средний диапазон голоса. По этой же причине мелодии (сочетанию последовательных нот) уделяется больше внимания, чем гармонии (сочетанию одновременно звучащих нот).

Индийская музыка – искусство субъективное, духовное и индивидуалистическое; ее цель состоит не в симфонической безупречности произведения, но в достижении личной гармонии со Сверх-Душой. Все знаменитые песни Индии были созданы истинными богоискателями. «Музыкант» - на санскрите бхагаватхар – «воспевающий Бога». Эффективную форму йогического, или духовного обучения представляют собой санкиртаны (музыкальные собрания), где от присутствующих требуется глубокая сосредоточенность и погруженность в суть мысли и звука. Поскольку человек по своей сути есть вощение Творящего Слова, звуки оказывают на него самое интенсивное воздействие. Религиозная музыка Востока и Запада дарует людям такую радость именно потому, что своими вибрациями она на какое-то время пробуждает тот или иной из оккультных позвоночных центров. В эти блаженные мгновения к человеку приходят смутные воспоминания о его Божественном происхождении.

На Западе нет сильной традиции исполнения чантов (духовных песнопений). Большинство песнопений - Грегорианские, которые в основном не исполняются за пределами монастырей, или чанты, привезенные из Индии. Духовные песнопения буддистов, также как и Грегорианцев, состоят в чтении речитативом духовных писаний. Индийская форма исполнения чантов (мантр) обычно состоит в повторении различных имен Бога. Поскольку эти имена иностранные для большинства жителей Запада, и не обладают глубокой эмоциональной ассоциацией, которую они вызывают у индусов, они не так глубоко значимы для них, как для тех людей, которые выросли в Индии, или, по крайней мере, не всегда означают тоже самое.

Для индусов слова легко ассоциируются с образами: Рама представляется с луком, Сита с ее преданным служением Раме, Кришна с его флейтой, Ганеша с его головой слона и так далее. Однако сегодня большинство этих символов потеряли внутреннее значение. Поэтому отсутствие визуальных ассоциацией с именами может также послужить и преимуществом для жителей Запада, так как они будут больше фокусироваться на звуках этих имен, что позволит этим вибрациям, которые очень сильны, возвысить их. Индия развила традицию исполнения чантов как выражение глубокой, личной любви к Богу. В таком пении есть сила, даже если вы не знаете значения слов, которые поете.




Йогананда Космические чанты
stacks_image_618

Йогананда перевел многие индийские песнопения и мантры на английский язык, а также сочинил полные любви и преданности духовные песни. В предисловии к своей книге «Космические песнопения» Йогананда писал, что каждое из содержащихся в ней песнопений «одухотворено». Это значит, что он пел их вновь и вновь, пока не получил божественный отклик на свое пение. В этом состоит замечательное свойство музыки как передатчика состояний сознания: некоторые музыкальные произведения не только помогают передавать душевные состояния авторов, но даже после того, как их сочинение закончено, они еще могут быть наполнены силой.

Одухотворить пение

Величайшую пользу приносит одухотворение самого песнопения в результате постоянного его повторения, все более и более глубокого, изо дня в день, пока оно не поднимет нас в сверхсознание. После этого исполнение того же песнопения будет всегда приводить нас в это состояние сознания. Вот почему лучше твердо держаться одного духовного пути и одной совокупности духовных техник, а не менять пути постоянно, называя это «широтой взглядов». Ибо, как только в результате длительной практики эта конкретная практика будет одухотворена каким-либо видом божественного контакта, она всякий раз будет быстро приводить к состоянию божественной осознанности. Точно также, хотя исполнение различных песнопений может быть более интересным и в этом смысле более вдохновляющим, нежели неизменное повторение лишь одного в течении долго времени, действительно одухотворить песнопение можно, лишь повторяя только его в течение дней, недель, месяцев, все глубже и глубже проникаясь им, как это делается с аффирмациями, пока благодаря ему, не будет достигнут какой-либо божественный контакт.


Джапа

В Индии этот вид постоянного духовного песнопения или повторения мантр называется джапой. В бодрствующем состоянии ум обычного человека поглощен бесконечными сериями мыслеобразов, которые обычно выражаются в форме слов. В основном эти мысленные слова – лишь пустая трата энергии. Некоторые из них (слова гнева, разочарования, зависти, страха и т.д.) на деле способствуют направлению нашей энергии и сознания вниз, в иллюзию. Постоянное же повторение в уме песнопения или позитивной аффирмации способствует созданию позитивного вихря, увлекающего все наши мысли и энергии в духовный центр. Можно целый день мысленно повторять такие слова, как «Я Твой, прими меня!», «Мне нужен лишь Ты» или «Откройся мне», или, конечно, слова и мелодию одного из его космических песнопений или мантр. Исполнение их на родном языке, пожалуй, полезнее и рекомендуется большинству людей. Иностранные слова сбивают и путают язык, даже если произносятся лишь мысленно. К тому же трудно искренно произносить слова, которые понимаешь лишь наполовину.


Исполнение чантов

Искусство исполнения чантов корректно, во-первых, если практикуется с полным осознанием его внутренней цели. Эта цель не в том, чтобы пробудить чувства или эмоции, а в том, чтобы сфокусировать сердечные чувства и поднять их вверх к сверхсознанию. Махарани из Гуша Бехара сказала мне, что однажды она спросила своего семейного священника, почему он так громко поет чанты. «Видите ли, Ваше Высочество», - он объяснил: «Бог очень далеко. Если я не буду кричать, как же он услышит меня?». Бог не далеко, конечно. Это мы - те, кто дистанцируются от Него «шумом» собственных умов, шумом, который обычно люди несут с собой в свои молитвы и медитации. Громкое пение чантов имеет свое место. Оно хорошо в начале медитации – не по причине, которую указал священник, но для того, чтобы дать команду нашему собственному уму быть внимательным. Ибо громкое исполнение чантов создает магнетический поток. Как огромная река, он может смыть воронки мыслей и чувств, которые лениво ползут вдоль берегов ума. Как магнетический военный лидер, он командует вниманию ваших мыслей – солдат и зажигает их усердием. Но как только вы завладели их вниманием, начинайте петь чант более мягко, больше внутренне. Направляйте вашу энергию наверх, теперь от сердца к Духовному Оку.


Техника пения чантов
Как только ваш сознательный ум полностью погрузился в исполнение чанта, опустите его вниз, в подсознание, шепча. Пока поете чант в подсознании, предлагайте чант также туда, наверх, к сверхсознанию в точку между бровями, пока вы не почувствуете, что все ваше внутреннее существо вибрирует словами, мелодией и ритмом чанта. В конце пропойте только умственно, в точке между бровями. Позвольте вашей погруженности поднять вас к сверхсознанию. Однажды сделав это, однажды получив Божественный отклик, вы станете обладателем одухотворенного чанта. С этого момента, каждый раз, когда вы поете чант, он будет быстро приводить вас снова к сверхсознанию, как на ковре – самолете.

На Западе нет сильной традиции исполнения чантов. Большинство чантов Грегорианские, которые в основном не исполняются за пределами монастырей, или чанты, привезенные из Индии. Духовные песнопения буддистов, также как и Грегорианцев, состоят в чтении речитативом духовных писаний и не являются сердечным обращением к Богу. Индийская форма исполнения чантов обычно состоит в повторении различных имен Бога. Поскольку эти имена иностранные для большинства жителей Запада, и не обладают глубокой эмоциональной ассоциацией, которую они вызывают у индусов, они не так глубоко значимы для них, как для тех людей, которые выросли в Индии, или, по крайней мере, не всегда означают тоже самое. Другие аспекты индийских чантов, мелодии и ритмы, зачастую активируют душу, и не нуждаются в дальнейших объяснениях. Индия развила традицию исполнения чантов как выражение глубокой, личной любви к Богу. И в таком пении есть сила, даже если вы не обращаете внимания на слова, которые поете. Чтобы одухотворить чант повторяйте его мысленно, если нужно, то много дней подряд: не только в медитации, но и когда вы занимаетесь вашими будничными делами.

АУМ
Высший аспект исполнения чантов задействует слушание раскатистого звука АУМ, с тем, чтобы стать впитанным им. Сначала вы услышите этот звук в правом ухе. Постепенно позвольте ему распространиться на мозг и все тело, пока все летки не начнут вибрировать этим звуком. После этого, попробуйте услышать АУМ во всем, что вы делаете, во всем, что вы воспринимаете. Это истинная джапа, когда ум больше не повторяет слова, просто, но отравлен блаженством «музыки сфер».

ОМ

Правильное написание АУМ подчеркивает триединство, но произносить корректно ОМ, т.к. это наиболее близко к настоящему звучанию Космический Звук описывается по-разному в мировых писаниях. Иудеи и христиане называют его Аминь (amen). Мусульмане – Аминь (amin). Для зороастрийцев – это Ахунавар (ahunavar). Для индуистов и буддистов – это АУМ. В первой главе Евангелия от Иоана Космическая Вибрация называется Словом: «Сначала было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог». Слово АУМ – это попытка найти в человеческой речи нечто похожее на звук Космической Вибрации. Если настроить сознание на этот звук (называемый христианами Святой Дух и Утешитель), тогда попадешь в поток вибрации, которая проистекает от Духа, и растворяется обратно в Духе в конце творения и в конце цикла блужданий индивидуальной души. Растворением в АУМ достигается освобождение. Когда вы сфокусировали ум на исполнении чанта, и ваша внутренняя энергия пробуждена, направьте исполнение чанта вовнутрь. Не просто «издавайте радостный шум для Господа», а слушайте Его ответ. Медитация – это слушание. Чувствуйте, что вы поете чант с сонастройкой с Космическим Звуком. Гармонизируйте себя внутренне с этим звуком.


Медитация на АУМ
stacks_image_627

При постепенном углублении медитации сознание расширяется с этим звуком. Выходя за пределы тела, оно заполняет бесконечное пространство вибрации. Осознается собственное единство со всем сущим как АУМ, Космическая Вибрация. Это состояние известно как АУМ-самадхи, или единение с Богом, с Космическим Звуком. АУМ – тот аспект Христианской Троицы, который называют Святым Духом, или Словом Божиим. Погружаясь в медитацию еще глубже, уже в физическом теле постигаешь лежащий в основе вибрации АУМ, невибрирующий покой Христова Сознания, отражение в творении неподвижного Духа за пределами Творения.

Биджа мантра
АУМ – биджа мантра, выражающая сущность Творения, его основу. В самом начале сотворения мира Бог материализовал все формы, просто дав особую звуковую команду – «Слово» (созидающий Космический Звук АУМ), - в котором воплощены силы созидания, поддержания и разрушения.

Пранава
(созидательный Звук АУМ) – мать всех звуков. Разумная космическая энергия исходящего от Бога (и являющегося Его проявлением). Звук АУМ – творец и сущность всей материи. Этот священный Звук служит связующим звеном между материей и Духом. Медитация на АУМ позволяет осознать истинную духовную суть мироздания. Проследовав за звуком Пранавы внутрь, до его источника, йог поднимает свое сознание на божественный уровень. На микрокосмическую вселенную человеческого тела Звук АУМ воздействует через витальную активность астральных позвоночных центров энергии жизни, которым соответствует созидательные элементы – таттвы: «земля», «вода», «огонь», «воздух» и «эфир». Во время работы таттвы издают характерный звук Пранавы. Настроив свое сознание на эти внутренние астральные звуки, йог обнаружит, что постепенно поднимается к высшим состояниям. «Симфония» пяти звуков Пранавы слышится в объединенном центре продолговатого мозга и Сознания Христа (аджна-чакре). Здесь йог достигает вершины савикальпа-самадхи. Он обретает полное познание Бога и Его созидательного аспекта, проявленного в виде звука АУМ.

Мантры

Санскрит, рожденный в более духовную по сравнению с нашей эпоху, несет в своих слогах звуки, которые по утверждению величайших индийских святых, наиболее блики к естественным звуковым вибрациям астрального мира. Вот почему традиция называет санскрит деванагари, языком богов. При правильном произношении коренные звуки санскрита, или биджа-мантры, способны вызывать огромные изменения в природном порядке или во внутренней природе человека. Простое слушание отрывков из писаний на санскрите наполняет человека чувством духовной силы и радости. Осваивающие йогу жители Запада, желающие испытать это, могут, несомненно, много почерпнуть, повторяя некоторые мантры на санскрите. Дело не только в том, что это сам по себе глубоко духовный язык, но и в том, что его мантры тысячелетиями одухотворялись верующими и великими йогами.

В Индии огромное внимание уделяется правильному произношению и интонации санскритских мантр. Жителям Запада это трудное искусство, конечно, не всегда под силу. Даже в Индии нелегко найти тех, кто достиг мастерства в этом деле. Свами Вивекананда говорил, что однажды в видении ему явились древние мудрецы и исполнили знакомые санскритские шлоки (стихи из писаний) совершенно не так, как считает правильным передающая их традиция. Эта история заставляет усомниться, могут ли сегодня даже ученые индийские сегодня даже ученые индийские пандиты по-настоящему овладеть этим древним искусством согласно первоначальной традиции.

Если произносить песнопение или мантру с глубоким внутренним осознанием их назначения и от полноты собственного существа, слова будут действовать, даже если их внешнее произнесение будет неточным. Но лучше, конечно, сочетать внутреннюю искренность с внешней правильностью. Искренность, однако, всегда более действенна, чем одни только внешние формы.

Вот некоторые мантры:

Ом намах Шивая

АУМ, я преклоняюсь перед Господом Шивой. Шива – это Бог в своем аспекте Разрушителя вселенной, а также наших привязанностей и иллюзий.

Шри Рам

Шри Рам, джай Рам, джай-джай Рам, Ом
Господь Бог! Победа Богу! Победа Богу! ОМ. Это мантра великого индийского святого недавнего прошлого Свами Рамдаса. Ее истоки теряются в глубокой древности.

Ом намо

Ом намо Бхагаватэ Васудэвая.
Ом, я преклоняюсь перед Господом Васудэвой (Кришной). Это главная мантра великого индийского писания «Шримад Бхагаватам».

Гуру мантра

Гуру Брама Гуру Вишну
Гуру Дево Махешвара
Гуру Сакшьат Парабрама
Тасмаи шри Гуруве Нама

Я преклоняюсь перед Святым Гуру,
который сам есть Брахма, Вишну, Бог Шива,
и который сам есть Высший Абсолют.

Твамева Мата

Твамева Мата Чя Пита Твамева
Твамева Банду Чя Сака Твамева
Твамева Видья Дравинам Твамева
Твамева Сарвам Мама Дева Дева
Ты – мой Отец, Ты – Мать моя,
Ты – Брат, Ты – Друг, Ты – моя семья,
Ты – Мудрость моя, Ты – сияющий Свет,
Ты – все для меня, и дороже нет!

Гаятри Мантра

ОМ Бхур Бхувах свах
ОМ тат савитур варениям
Бхарго девасья дхимахи
Дхьйо йо нах прачодаят ОМ

Мы медитируем на Дух, Высшего Господа и Свет трех миров, Кто надо всем и Кто заслуживает поклонения, Освободитель от всех грехов и неведения, пусть он просветлит наши умы.

Махамритиунджая Мантра

ОМ Триамбакам яджамахе сугандим
Пушти вардханам
Урварукамева бхандханан
Мритьё мукшия мамритат ОМ

Мы покланяемся Триокому Единому, который благодетельствует и лелеет все сущее. Пусть Он освободит нас от смерти и принесет нам Бессмертие. Также как огурец освобождается от своей связи с лозой.

Скачать записи Космических чантов
Диск 1
Диск 2

Космические чанты